Играть или не играть с сотрудниками?

Играть или не играть с сотрудниками?

Геймификация давно вошла список модных идей для бизнеса. Многие компании рассматривают возможность внедрения игровых моделей в общении внутри коллектива. Зачастую владельцы и управленцы организаций при обращении к тренеру интересуются, стоит ли играть с сотрудниками, как работает геймификация и что от нее ждать?
Играть или не играть с сотрудниками?

Ответ на эти вопросы не может быть однозначным. Важно разобраться в принципах организационной игры и определиться с ее уместностью.

Классическое определение геймификации гласит, что это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач. В качестве примера приводят использование Instagram, где люди чекинятся, ставят лайки, комментируют. Это увлекательно, интересно, массово, поэтому возникает желание распространять опыт на все стороны жизни, включая бизнес.

Чтобы понять уместность, предлагаю разобрать несколько различных определений игры.

1. Игра как процесс

Если взять за основу определение о том, что игра — это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе, то уже можно говорить о смысловых составляющих тренда. Получается, что ценностью выступает не финал, а само организованное по правилам действо. Так тетрис не предназначен для того, чтобы выстроить кубики, — люди наслаждаются течением игры.
Для бизнеса уязвимым составляющим приведенного определения выглядят слова «непродуктивная» и «мотив в процессе». Если руководитель предлагает сотрудникам поиграть, он подсознательно транслирует, что процесс более ценен, чем результат. Что уводит сотрудников от обычной нацеленности бизнеса на достижение поставленных целей. Важно сделать продажи на определенную сумму или важно просто продавать? В первом случае план и движение к цели, во втором — игра и наслаждение процессом. Организации создаются для того, чтобы производить некий продукт: товар или услугу, поэтому непродуктивность игры должна настораживать того, кто решил внедрить геймификацию. Она не должна отвлекать от сути самой организации.

2. Теория игр

Рассмотрим определение из теории игр. Здесь ее считают процессом, в котором участвуют две и более стороны, ведущие борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свои цели, использует некую стратегию, которая приводит к победе или поражению в зависимости от поведения игроков. Геймификация по этому типу широко распространена. В качестве примера можно привести версию ролевой игры «Я начальник, ты дурак» или «Я дурак, ты начальник». Ее суть сводится к тому, что один игрок старается ничего не делать, а второй пытается заставить первого работать.
Теория игр имеет прикладной характер в экономике, социологии и других сферах деловой жизни. Управление социумом может строиться на раздаче ролей и их воплощении. Находится применение для нее и в сервисе, когда сотрудникам предлагается осознавать свою деятельность как спектакль, организованный для покупателя.

В корпорации могут быть разработаны различные стратегии ведения клиентов в зависимости от его типажа. В таком случае геймификация не только уместна, но и полезна. Через нее руководителю будет просто транслировать свои стратегические задумки. Главное – не заигрываться и не принимать участия в деструктивных сценариях вроде того, о котором говорили выше про начальника и дурака.

3. «Детские» игры

Третий подход определяет игру как форму деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта фиксированным, социально закрепленным способом осуществления предметных действий. В эти игры играют маленькие дети, которым требуется освоить правильные действия существования в конкретных условиях проживания.
Такая геймификация нашла широкое применение в корпоративном обучении, когда слушателям предлагается отработать навыки поведения в типичных ситуациях. Конечно, сотрудник и сам соберет этот опыт в течение года работы, но, проходя курсы по выработке навыков общения с клиентами, он в очень сжатые сроки усвоит нужные сведения.

Подобные тренировочные игры можно проводить с коллективом, даже не прибегая к помощи тренера. Отработка речевых модулей при телефонных разговорах, при встрече и прощании с клиентом — это вполне доступно сделать руками сотрудников-старожилов.

4. Обряды и ритуалы

Обрядовые игры чаще всего связаны с культом и некими традициями. Так, в Индии люди всерьез заняты кормлением, мытьем, перемещением статуй богов. Действо наполняется сакральным смыслом.
Выполнение определенных ритуалов работает и в организациях. Посвящение в специалисты или представление нового начальника позволяют распределить новые роли, выдать полномочия, помогают людям занять свое место в коллективе. Корпоративные ритуалы дисциплинируют и выполняют смыслообразующую функцию.

Зависимость или азарт?

Говоря об игре, было бы неправильно не упомянуть о геймеромании — патологической зависимости, развивающейся из пристрастия к игре, предвкушения удовольствия, жажды выигрыша. Речь идет об игромании с дофаминовой зависимостью.

Если руководителю удастся развить азарт сотрудников к достижению больших результатов при меньшей затрате ресурсов, то он получит резкий скачок роста. Уместнее всего азартная игра на повышение в продажах: сегодня продал на рубль, завтра продай на три, а послезавтра на пять — можешь? Работники начинают испытывать драйв, предвкушать достижения. В природе людей заложен этот механизм. Его реализация на работе выгодна как самому сотруднику, который испытывает удовлетворение от процесса, ощущает азарт, переживает яркие эмоции, так и организации, рост которой при этом обеспечивается.

Правильное использование геймификации выполняет различные функции: вовлечение, мотивацию, стимулирование. Большинство специалистов использует название «игра» как метафору.

Мотивация смыслами

Вместе с тем, более удачной выглядит метафора потока. Поток в психологии — это психическое состояние, при котором человек осознанно и полностью включается в то, чем занимается. Мотивировать сотрудников следует не игровыми фишками и баллами, а смыслами. Человек должен понимать, для чего вошел в этот поток, что должен в нем делать, с какой целью. Даже самая рутинная работа заиграет красками, если ее наполнить достаточными смыслами. Можно класть кирпичи, чтобы построить стену, а можно делать это ради возведения храма. Поэтому не нужно придумывать, во что бы поиграть с персоналом, — нужно создавать смыслы деятельности.

http://rjob.ru/articles/igrat_ili_ne_igrat_s_sotrudnikami/

Поделиться в соц сетях: